ОАО 'Кубаньэнерго'
RussianEnglish (United Kingdom)


Внутренний контроль и управление рисками

Система внутреннего контроля (далее — СВК) и управления рисками (далее — УР) Общества — элемент системы корпоративного управления Общества, включающий в себя весь диапазон процедур, методов и механизмов контроля, создаваемых и используемых Советом директоров, ревизионной комиссией, исполнительными органами управления, руководством и всеми работниками Общества, направленных на обеспечение разумных гарантий достижения целей по следующим направлениям:

  • эффективность и результативность организации деятельности;
  • соблюдение требований законодательства, применимых к деятельности Общества, а также требований локальных нормативных актов Общества;
  • предотвращение неправомерных действий работников Общества и третьих лиц в отношении активов Общества;
  • достоверность, полнота и своевременность подготовки всех видов отчетности.

Эффективность контрольной функции и системы внутреннего контроля в целом обеспечивается взаимосвязью трех составляющих процессов управления:

  • организация эффективного внутреннего контроля бизнес-процессов для достижения максимального эффекта всех направлений деятельности Общества — контрольные процедуры, осуществляемые на уровне бизнес-процессов, способствуют своевременному и эффективному выявлению отклонений и нарушений и повышают эффективность операционной среды и надежность финансовой отчетности (текущий контроль);
  • управление рисками — как часть системы внутреннего контроля способствует снижению рисков недостижения Обществом своих целей, созданию защитных барьеров и предотвращению злоупотреблений (превентивный контроль);
  • аудит и независимая оценка — внутренний аудит предоставляет независимое и объективное суждение о надежности и эффективности системы внутреннего контроля и управления рисками Общества (последующий контроль).

Для развития и совершенствования системы внутреннего контроля и управления рисками, функции внутреннего аудита в отчетном году Совет директоров Компании утвердил (протокол от 12.09.2014 №196/2014):

  • Политику внутреннего контроля в новой редакции;
  • Политику управления рисками в новой редакции;
  • Политику внутреннего аудита.

Политики размещены на веб-сайте Компании, с ними ознакомлены все сотрудники Общества.

  Система внутреннего контроля и управления рисками

Система внутреннего контроля и управления рисками


Участники системы внутреннего контроля и управления рисками

Участники системы внутреннего контроля и управления рисками

Полномочия и ответственность основных участников СВК и УР

Наименование участника

Основные полномочия и ответственность в области СВК и УР

Совет директоров

  • обеспечение создания, контроль функционирования и определение общей стратегии развития СВК и УР в Обществе;
  • рассмотрение отчетов и принятие решений по системным, ключевым и проблемным вопросам внутреннего контроля

Ревизионная комиссия

  • осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;
  • осуществление независимой оценки достоверности данных, содержащихся в годовом отчете и годовой бухгалтерской отчетности Общества;
  • взаимодействие с департаментом внутреннего аудита и контроля

Комитет по аудиту Совета директоров

  • обеспечение процесса отбора внешнего аудитора и оценки результатов его работы;
  • обеспечение оценки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества (включая заключение внешнего аудитора);
  • оценка эффективности СВК и УР, подготовка предложения по ее совершенствованию

Генеральный директор, Правление Общества

  • обеспечение создания и повседневного функционирования в Обществе эффективной и надежной СВК

Руководители блоков и структурных подразделений

  • организация эффективной контрольной среды курируемых процессов (направлений деятельности), ответственность за эффективность достижения операционных целей курируемых процессов (направлений деятельности) и управление рисками курируемых процессов (направлений деятельности) и исполнение контрольных процедур

Работники структурных подразделений Общества, выполняющие контрольные процедуры в силу своих должностных обязанностей

  • исполнение контрольных процедур в рамках функционирования СВК, в соответствии с должностными инструкциями и установленными регламентирующими документами;
  • обеспечение своевременного информирования непосредственных руководителей о случаях, когда исполнение контрольных процедур и мероприятий по управлению рисками по каким-либо причинам стало невозможным и/или требуется изменение дизайна контрольных процедур/мероприятий по управлению рисками в связи с изменением внутренних и /или внешних условий функционирования Общества ; в том числе обеспечение разработки и предоставления на рассмотрение руководству предложений по внедрению контрольных процедур и мероприятий по управлению рисками в соответствующих областях деятельности

Департамент внутреннего аудита и контроля

  • обеспечение методологического и координационного сопровождения процессов управления рисками и регламентации контрольной среды в Обществе, осуществление независимого последующего контроля и оценки эффективности контрольной среды в Обществе, обеспечение информирования Совета директоров, исполнительных органов Общества о существенных тенденциях и недостатках в деятельности Общества;
  • взаимодействие с Комитетом по аудиту

Для гарантии того, что СВК эффективна и соответствует объективно изменяющимся требованиям и условиям, Общество проводит оценку эффективности СВК на предмет ее соответствия целевому состоянию и уровню зрелости.

Информация о рисках, представленная ниже, содержит наименование рисков, присущих Обществу, их краткое описание, основные мероприятия по управлению рисками, реализованные в 2014 году, а также графическое изображение оценки значимости риска и динамику по сравнению с 2013 годом и в течение 2014 года. Под значимостью риска понимается комбинация вероятности наступления риска и величины последствий для Общества в денежном и ином выражении и применяется следующая шкала:

Уровень значимости

Динамика

Критический

Без изменений (или динамика незначительная)

 

Значимый

Увеличение

Умеренный

Уменьшение

Информация о рисках Общества

№ п/п

Наименование риска

Описание риска

Мероприятия по минимизации последствий риска, реализованные в 2014 году

Оценка значимости риска и динамика

Отраслевые риски

1

Тарифные риски

Общество является субъектом естественной монополии, деятельность которого подлежит государственному регулированию. В связи с ограничением роста тарифов для конечных потребителей на уровне Правительства РФ, вероятность установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня оценивается как высокая.
Кроме того, Общество подвержено риску сокращения объемов выручки в связи с изменением фактической структуры передачи электроэнергии относительно принятой при утверждении тарифов, а также рискам изменения законодательства в сфере тарифообразования.
ФСТ России согласован переход Общества к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода доходности инвестированного капитала (RAB-регулирование), применение которого должно способствовать привлечению в отрасль долгосрочных инвестиций, а также снижению влияния субъективных факторов на принятие тарифных решений. В связи с ростом процентных ставок как по существующим, так и по новым кредитам утвержденные нормы доходности инвестированного капитала, созданного после перехода Общества к RAB-регулированию, а также норма доходности инвестированного капитала для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС, в соответствии с Приказами ФСТ России от 17.11.2014 № 1981-э, от 21.11.2014 № 2049-э, не покрывают затраты на возврат и обслуживание привлеченных средств, что может привести к росту долговой нагрузки Общества.

  • взаимодействие с органами регулирования тарифов по обоснованию расходов в рамках утверждения тарифов на услуги по передаче электрической энергии;
  • взаимодействие с РЭК-ДЦТ КК и ФСТ России в части принятия максимально возможного уровня тарифа на услуги по передаче электроэнергии на 2015 год, в результате тарифы на услуги по передаче электроэнергии на 2015 год утверждены (по согласованию с ФСТ России) выше уровня предельных максимальных тарифов, утвержденных ФСТ России;
  • проведена досудебная работа по рассмотрению спора по выпадающим доходам, не включенным РЭК-ДЦТ КК в НВВ на 2014 год. По итогам данной работы требования ОАО «Кубаньэнерго» удовлетворены (Приказ ФСТ России от 27.10.2014 № 1837-д);
  • признаны экономически обоснованными и подлежащими к учету в НВВ Общества некомпенсированные расходы (на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2014 по делу № А32-23152/2014).

2

Риски технологического присоединения

Ключевым риском Общества в части технологического присоединения (ТП) является риск возникновения дефицита источника финансирования мероприятий по договорам об осуществлении ТП. Последствием данного риска является утверждение регулирующим органом ставок платы за ТП ниже экономически обоснованного.

  • разработка проектно-сметной документации по объектам ТП;
  • взаимодействие с органами регулирования тарифов по обоснованию платы, подтверждающей стоимость по индивидуальным проектам;
  • совершенствование процесса ТП.

3

Риск образования выпадающих доходов в связи с перекрестным субсидированием

В связи с расторжением в большинстве субъектов РФ с 01.01.2014 договоров аренды объектов «последней мили» в Обществе сохраняется значимый риск того, что выпадающие доходы не будут компенсированы. Это связано с отсутствием в Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, закрепленного механизма компенсации выпадающих доходов сетевых организаций, включая возможность дополнительного роста тарифов на услуги по передаче электроэнергии.
Кроме того, в связи с утверждением величины перекрестного субсидирования на уровне 2013 года (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 750 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе») появляется риск увеличения некомпенсируемых выпадающих доходов Общества.
Согласно Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», ст. 8, «передача в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, может осуществляться при условии предварительного заключения такими потребителями соглашений с территориальными сетевыми организациями».

  • направление соглашений на продление договоров «последней мили» потребителям, непосредственно присоединенным к сетям ОАО «ФСК ЕЭС» и опосредованно присоединенным к сетям ЕНЭС;
  • направление оферты договора на продление договора «последней мили» между ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Кубаньэнерго» с учетом полученных соглашений, заключение договора с целью исключения выпадающих объемов из планируемых показателей ОАО «Кубаньэнерго» на 2014 год.

4

Риски роста просроченной и безнадежной дебиторской задолженности

Просроченная и безнадежная дебиторская задолженность может возникнуть по таким направлениям деятельности, как передача электрической энергии, капитальное строительство, технологическое присоединение.
В большей степени риск касается задолженности по передаче электрической энергии, так как в структуре выручки Общества большую ее часть составляет выручка за услуги по передаче электроэнергии. Одним из основных факторов, влияющих на рост просроченной и безнадежной дебиторской задолженности по передаче электроэнергии, является сложность согласования объемов оказанных услуг (различные алгоритмы формирования полезного отпуска у сбытовых компаний и энергосетевых).

  • анализ причин разногласий объема переданной электроэнергии;
  • исполнение плана-графика мероприятий по снижению дебиторской задолженности за услуги по передаче электрической энергии;
  • наработка судебной практики и создание положительных прецедентов в случаях, когда потребитель неправомерно оспаривает принадлежность ему точек поставки (например, отказ исполнителей коммунальных услуг фиксировать объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды или определенные по общедомовому прибору учета);
  • установка приборов коллективного учета электроэнергии.

Страновые и региональные риски

5

Риски, связанные с политической и экономической ситуацией в стране и регионе

Основными факторами данной группы рисков могут быть: снижение страновых рейтингов, изменение курсов валют и ключевой ставки, инфляция. Данные факторы могут привести к росту стоимости закупаемого электросетевого оборудования, спаду производства, снижению покупательской способности, затруднению привлечения и увеличению стоимости заемного капитала.
В случае возникновения существенной политической нестабильности, которая негативно может повлиять на деятельность и доходы Эмитента, Эмитент оперативно принимает меры антикризисного управления и максимально возможно осуществляет сокращение издержек.
Социальная и политическая обстановка в регионах деятельности Общества оценивается как стабильная и риск возникновения в них, по внутренним причинам, военного конфликта и чрезвычайного положения минимален.
Риски терроризма и диверсионной деятельности оцениваются как минимальные.

  • реализация государственных программ по импортозамещению для снижения стоимости закупаемого оборудования;
  • повышение энергоэффективности и внедрение энергосберегающих технологий;
  • управление издержками;
  • осуществление мероприятий по защите от диверсионно-террористических актов объектов энергетики.

6

Риски, связанные с географическими особенностями страны или региона, в т. ч. повышенная опасность стихийных бедствий, возможное прекращение транспортного сообщения

Риски, связанные с военными конфликтами, введением чрезвычайного положения, стихийными бедствиями, могут иметь следующие последствия:

  • ухудшение положения всей национальной экономики и, как следствие, ухудшение финансового положения Общества;
  • порча/утрата имущества Общества, что может негативно повлиять на его возможность своевременно и в полном объеме исполнить свои обязательства перед потребителями и контрагентами.

Учитывая уровень развития транспортной инфраструктуры региона, риски прекращения транспортного сообщения в связи с труднодоступностью и удаленностью минимальны.
По мнению Общества, ситуация в регионе будет благоприятно сказываться на деятельности Общества и нет оснований ожидать, что изменение ситуации в регионе повлечет за собой неисполнение обязательств Общества.

  • страхование имущества;
  • управление издержками;
  • меры антикризисного управления.

 

Финансовые риски

7

Риски, связанные с изменением валютных курсов

Общество не имеет вложений в иностранные компании, стоимость чистых активов которых подвержена риску изменения курсов валют, не имеет поступлений и расходов, выраженных в иностранной валюте (не имеет валютных счетов — расчетных, депозитных). Риски, связанные с колебаниями валютных курсов, не являются факторами прямого влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности, но могут привести к росту цен на энергооборудование. В настоящий момент данный риск оценивается как умеренный.

  • закупка энергооборудования у российских производителей;
  • мониторинг динамики курсов валют, анализ возможного влияния.

8

Риски, связанные с изменениями процентных ставок

Эмитент привлекает краткосрочные и долгосрочные заимствования с российского финансового рынка. Основным фактором роста процентных ставок стало повышение ключевой ставки, по которой Центральный банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам в долг.
Существенное увеличение процентных ставок по кредитам может привести к удорожанию обслуживания долга.

  • использование заемного капитала с фиксированной процентной ставкой;
  • привлечение долгосрочных кредитов с целью недопущения негативного влияния краткосрочных колебаний процентных ставок, диверсификация источников финансирования.

 

9

Риски, связанные с влиянием инфляции

Риски, связанные с влиянием инфляции, Общество оценивает как умеренные. Рост инфляционной ставки может привести к росту стоимости закупок при условии государственного ограничения роста тарифов.

  • проведение комплексного анализа финансовых рисков;
  • составление бизнес-плана в соответствии со сценарными условиями;
  • проведение закупочных процедур для снижения стоимости закупок.

Правовые риски

10

Правовые риски

Поскольку Общество не имеет просроченной задолженности по налогам и сборам в бюджеты всех уровней, его налоговые риски рассматриваются как минимальные. Кроме того, Общество не усматривает в краткосрочной перспективе возникновение существенных последствий, связанных с изменением налогового законодательства и гражданского законодательства.
Изменения валютного и таможенного законодательства РФ не затрагивают деятельность Общества и, следовательно, не влекут за собой возникновение правовых рисков.
Подверженность Общества риску приостановки, изменения или отзыва лицензий несущественная.
Риски соблюдения законодательства и внутренних нормативных документов выявляются в ходе внутренних и внешних проверок Общества, по результатам которых составляются и исполняются планы корректирующих мероприятий.

  • продление действия необходимых разрешительных документов для ведения хозяйственной деятельности;
  • мониторинг законодательства РФ;
  • планирование финансово-хозяйственной деятельности Общества с учетом изменения законодательства;
  • соблюдение законодательных и внутренних нормативных документов.

Риски, связанные с деятельностью Общества

11

Операционно-технологический риск

Риски производственной деятельности:

  • системные нарушения энергоснабжения потребителей в результате аварий и повреждений на участках сети и подстанционном оборудовании;
  • нарушения требований ГОСТ 13109-97 по обеспечению качества электрической энергии;
  • нарушение режимов передачи электроэнергии и снижение качества оказываемых услуг;
  • невыполнение технического обслуживания (в т. ч. диагностики) и ремонтов в срок;
  • низкое качество выполнения ремонтных работ;
  • методические ошибки при планировании ремонтной программы;
  • неправильное ранжирование объектов, подлежащих ремонту;
  • возникновение аварийных ситуаций в смежных сетях, приводящих к выходу из строя оборудования Общества;
  • сверхнормативные потери электроэнергии.
  • плановый и внеплановый ремонт и техническое обслуживание электросетевого оборудования;
  • техническое перевооружение, реконструкция и новое строительство;
  • технический контроль;
  • регулярная оптимизация структуры и объемов комплектующих и запасных частей в запасе и прочее;
  • обеспечение промышленной безопасности и производственного контроля;
  • реализация программы по снижению потерь;
  • планирование противоаварийных мероприятий (по итогам расследования технологических нарушений), направленных на смягчение реализации риска и недопущение возникновения аналогичных случаев впредь.

12

Инвестиционный риск

Основными рисками Общества по инвестиционной деятельности являются риски освоения не в полном объеме капитальных вложений, рост объемов незавершенного строительства, сокращения инвестиционной программы (как по объему, так и по финансированию). Последний риск возникает в связи с государственным тарифным регулированием и в результате изменения макроэкономических условий, в том числе по причине роста цен по закупкам, связанным с инвестиционной деятельностью.

  • формирование инвестиционной программы в соответствии со сценарными условиями;
  • корректировка инвестиционной программы в связи с изменением макроэкономических условий;
  • перераспределение средств, полученных от экономии по результатам конкурсных процедур на другие объекты инвестиционной программы;
  • реализация мероприятий по снижению объемов незавершенного строительства (Приказ Общества от 27.11.2014 № 999);
  • контроль соблюдения сроков проведения закупочных процедур и заключения договоров.

13

Риски, связанные с текущими судебными процессами, в которых участвует Общество

В 2014 году Общество участвовало в судебных процессах по основным видам деятельности, которые могли существенно повлиять на его финансовое состояние. Судебные решения выносились как в пользу Общества, так и в пользу истцов к Обществу. Наиболее значимые дела были связаны с урегулированием разногласий по договорам оказания услуг по передаче электрической энергии с ОАО «Кубаньэнергосбыт», ОАО «Оборонэнергосбыт», ООО «Майкопская ТЭЦ»

  • отстаивание интересов Общества в судах;
  • мониторинг судебной практики для достижения положительных судебных решений в пользу Общества.

 Распределение рисков по зонам значимости

Распределение рисков по зонам значимости